300 ЛЕТ ИНЖЕНЕРНЫМ ВОЙСКАМ РОССИИ
 


УДК 930.85 + 623.1
А.Б. Шевчук Генерал-Лейтенант Инженерных Войск, Доктор военных наук, Профессор

Военно-Инженерный Университет Министерства Обороны Российской Федерации (бывш. Военно-Инженерная Академия МО РФ)

300 ЛЕТ ИНЖЕНЕРНЫМ ВОЙСКАМ РОССИИ


21.01.2001

История становления и развития инженерных войск ведет свое начало с момента создания Петром I регулярной армии и флота Российской империи. Формирование первоклассной по тому времени армии позволило отразить нашествие войск Карла XII и обеспечить превращение России в крупнейшую европейскую державу. Активный характер русского военного искусства первой четверти XVIII в. потребовал проведения крупномасштабных военно-инженерных мероприятий, выполнение которых было невозможно без наличия в составе регулярной армии инженерных формирований и подготовки ее войск в инженерном отношении. Законодательное оформление инженерных войск началось с открытия в Москве по именному указу Петра I 21 января (10-го по старому стилю) 1701 года специальной школы на Пушкарском дворе с целью подготовки в ней военных кадров, обладающих специальными инженерными знаниями. Этот день в соответствии с Указом Президента России № 1370 от 18 сентября 1996 года считается днем образования инженерных войск. В феврале 1712 были утверждены первые штаты инженерных войск – минерной роты и понтонной команды.

НАША ИСТОРИЯ
Долгий и славный путь служения Отечеству прошли инженерные войска России. Блестящим победам русских войск в битвах под Полтавой в Северной войне, при Кунерсдорфе в Семилетней войне, при штурме многочисленных крепостей в русско-турецких войнах второй половины XVIII века во многом способствовали принимаемые русскими инженерами решения по инженерному оборудованию полей сражений и обеспечению штурма крепостей. Великие русские полководцы той эпохи – П.С. Салтыков, П.А. Румянцев, А.В. Суворов – были глубокими знатоками военно-инженерного дела. Возрастание роли военно-инженерного искусства и инженерных войск еще более ярко проявилось в Отечественной войне 1812 года. В Бородинском сражении непобедимая армия Наполеона потерпела поражение на укреплениях, созданных под руководством военных инженеров. Оборудованные в виде редутов, они служили опорными пунктами для русских войск. Наступающие французские войска в ходе атаки были вынуждены обходить их и вследствие этого попадать под уничтожающий фланговый артиллерийский огонь. Попытка Наполеона сокрушить Россию в одном генеральном сражении провалилась. Существенное значение в достижении успеха этого сражения имело и то обстоятельство, что командовавший русской армией Фельдмаршал М.И. Кутузов получил блестящее военно-инженерное образование в объединенной артиллерийско-инженерной школе, которую окончил в 1759 году инженерным прапорщиком. О повышении авторитета инженерных войск свидетельствует тот факт, что с 1817 года в русской армии вводится должность Генерал-Инспектора армии по инженерной части, которую занимали августейшие члены императорской семьи. Не менее славные страницы были вписаны в историю инженерных войск в крупнейших войнах второй половины XIX века. К ним относились:
• создание под руководством русских военных инженеров глубокой системы оборонительных позиций на основе бастионов и стрелковых окопов при героической обороне Севастополя в Крымской войне;
• успешное решение задач по обеспечению форсирования одной из крупнейших рек Европы – Дуная;
• переход русской армии через Балканы в зимних условиях;
• штурм крепостей в Русско-турецкой войне.

На рубеже XIX - XX веков инженерные войска рассматривались как технический род войск и имели на вооружении технические средства. В разное время в их состав входили железнодорожные батальоны и бригады, военно-телеграфные роты, воздухоплавательные (аэростатные) отделения, авиационные отряды, автомобильные отряды и подразделения броневых сил (бронеавтомобилей), которые в последующем приобрели самостоятельное значение. Таким образом, инженерные войска явились колыбелью многих современных видов и родов Вооруженных Сил России. Начало XX века ознаменовалось героическими действиями инженерных войск в Русско-японской войне. Особенно отличились русские саперы в обороне крепости Порт-Артур. Здесь впервые было применено сочетание долговременных укреплений (фортов) с полевыми позициями. После провала ускоренного штурма крепости японцы были вынуждены приступить к ее длительной осаде. В результате героических действий русских войск у стен крепости почти на год были скованы крупные силы японских войск. Душой обороны крепости являлся русский военный инженер Р.И. Кондратенко, геройски погибший на боевом посту. Высокий профессионализм показали инженерные войска в ходе двух мировых войн, которые пережила наша Родина в XX веке. В I Мировой войне при ведении обороны русской армией под руководством военных инженеров создавались тысячекилометровые оборонительные рубежи, усовершенствовались долговременные укрепления. Включение крепостных фортов в полевые оборонительные рубежи способствовало резкому повышению устойчивости войск при отражении мощных ударов превосходящего противника. Подтверждением гениальности данного решения служит героическая оборона крепости Осовец. В ходе наступательных операций инженерные войска обеспечивали преодоление заграждений, естественных и искусственных препятствий, решали целый ряд других задач. Большую роль сыграли инженерные войска в обеспечении знаменитого Брусиловского прорыва Юго-Западного фронта в 1916 году. Растущее значение военно-инженерных мероприятий в годы войны привело к количественному росту инженерных войск и повышению их роли в бою и операции. Если до начала войны в их составе имелись только корпусные саперные батальоны, то в ходе ее в каждой дивизии была развернута инженерная рота, в пехотном корпусе – инженерный полк, а также большое количество инженерно-строительных бригад, дружин и дорожно-мостовых отрядов резерва главного командования. По окончании I Мировой войны, в период Гражданской войны и становления новой армии – инженерными войсками руководили известные военные инженеры Императорской армии: К.И. Величко, Г.Г. Невский, А.П. Шошин, Д.М. Карбышев и другие.

ВОЕННЫЕ ИНЖЕНЕРЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Неувядаемой славой покрыли себя инженерные войска в Великой Отечественной войне. Значительное увеличение объемов и усложнение задач инженерного обеспечения боевых действий в ходе войны не только повысили значимость инженерных войск, но и обеспечили глубокое уважение и признание исключительной важности ратного труда скромных "тружеников" войны. Всего в годы войны в оборонительных операциях было:
• установлено 70 млн. мин, на которых подорвалось около 10 тыс. вражеских танков, а также значительное количество другой боевой техники, вражеских солдат и офицеров;
• построено 50 тыс. км оборонительных рубежей, около 1,5 млн. фортификационных сооружений;
• отрыто 20 тыс. км противотанковых рвов и эскарпов.

Большую роль сыграли инженерные войска в обеспечении крупнейших стратегических наступательных операций советских войск. К славным делам инженерных войск относится и их участие в штурме столиц европейских государств, в том числе Берлина. В годы войны советские инженерные войска в интересах обеспечения наступления выполнили огромный объем задач. Так, для продвижения войск они подготовили свыше 400 тыс. км войсковых путей и дорог, оборудовали переправы на всех водных преградах от Волги до Эльбы. Только мостов под танковую нагрузку было построено 11 тыс. общей длиной 660 км. В ходе наступления инженерные войска под яростным вражеским огнем проделали сотни тысяч проходов в заграждениях противника. Таков огромный вклад инженерных войск в обеспечении боевых действий Советских Вооруженных Сил. Успешному выполнению задач, стоявших перед инженерными войсками, в значительной мере способствовало то, что Верховное Главнокомандование на протяжении всей войны уделяло неослабное внимание их организационному строительству и развитию средств инженерного вооружения. К концу войны в составе инженерных войск, кроме частей и подразделений войскового звена, имелись 22 штурмовые инженерно-саперные бригады, 20 моторизованных инженерных бригад, 11 понтонно-мостовых бригад, 54 инженерно-саперные бригады общевойсковых армий, 6 моторизованных инженерных бригад танковых армий, 3 горные инженерно-саперные бригады, 13 тяжелых понтонно-мостовых полков, 7 инженерно-танковых полков, 17 отдельных парков инженерных машин (технических батальонов), 26 отдельных понтонно-мостовых батальонов, 24 батальона миноискателей, 5 отрядов глубокого бурения и большое количество специальных рот оперативного звена и РВГК. Благодаря героическим усилиям инженерных войск были решены необычайно сложные задачи обеспечения глубокой и активной обороны на огромном фронте от Баренцева до Черного моря, а также последующих стратегических наступательных операций советских войск. Командные кадры инженерных войск в суровые годы войны приобрели значительный опыт, закалились в боях. Из их числа выдвинулся большой отряд энергичных и способных руководителей и организаторов инженерного обеспечения крупнейших операций советских войск. В их числе: Маршал инженерных войск М.П. Воробьев, Генерал-Полковник Л.З. Котляр, А.Ф. Хренов и многие другие.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
В послевоенные годы перед инженерными войсками встали новые сложные задачи. Наряду с совершенствованием боевого мастерства им пришлось восстанавливать многие объекты народного хозяйства, в том числе знаменитый ДнепроГЭС, вести крупномасштабные работы по разминированию местности не только на территории нашей страны, но и ряда других государств. Изменения условий вооруженной борьбы во второй половине XX века в связи с принятием на вооружение ракетно-ядерного оружия потребовали дальнейшего развития инженерных войск и средств инженерного вооружения. Наряду с их дальнейшей специализацией в соответствии с задачами инженерного обеспечения обороны и наступления стала предусматриваться возможность широкого применения инженерных формирований для ликвидации последствий ядерного нападения. Совершенствование средств инженерного вооружения велось за счет повышения их устойчивости от воздействия оружия массового поражения, способности действовать на зараженной местности при сохранении высокой производительности и маневренности. Большой вклад внесли инженерные войска и в создание ракетно-ядерного щита нашей Родины. Воинам инженерных войск пришлось ликвидировать последствия стихийных бедствий на Днепре и Амуре, в Карпатах и Закавказье, в Карелии и на Каспии, на Сахалине и Камчатке, участвовать в борьбе с пожарами в Центрально-Европейской части России. Значительный вклад воины инженерных войск внесли в освоение рисовых полей в Средней Азии и на Кубани, строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Верные славным боевым традициям, воины инженерных войск принимали активное участие в оказании интернациональной помощи Республике Афганистан. Военные действия в Афганистане (1979-89) явились первой после Великой Отечественной войны суровой боевой школой. И в этой войне инженерные войска успешно решали все стоявшие перед ними задачи. Значительный вклад в их решение внесли ученые Военно-инженерной академии и 15 ЦНИИИ. С их помощью была создана надежная система мостовых переходов через р. Амударья, оборудованы пути движения в обширных горно-пустынных районах, прикрыты минно-взрывными заграждениями границы Афганистана, горные проходы и другие объекты, оборудованы позиции войск. Так, например, во время афганской кампании под научным руководством кафедры мостов и переправ был наведен и в течение двух с половиной лет непрерывно эксплуатировался наплавной мост длиной 788 метров на реке Амударья в районе города Термез. Там же впервые в истории мостостроения в условиях мигрирующей реки за пятьдесят один день был построен высоководный мост длиной 588 метров. В то же время инженерные войска продолжали успешно выполнять задачи и невоенного характера, таких, как ликвидация последствий стихийных бедствий и трагической аварии на Чернобыльской АЭС. Для ликвидации ее последствий были задействованы силы и средства различных министерств и ведомств, в том числе и инженерных войск. Для руководства выполнением этой сложной правительственной задачи была создана оперативная группа начальника инженерных войск Министерства обороны, которая начала функционировать с 3 мая 1986 года. Первым, кто возглавил эту группу, был Маршал инженерных войск С.Х. Аганов. Всего для выполнения работ в зоне аварии было привлечено 26 инженерных батальонов общей численностью более 8 тыс. человек и до 900 единиц специальной техники. Инженерные части привлекались для самостоятельных действий, а также в составе бригад, полков химической защиты и полков Гражданской обороны. Инженерные части дезактивировали местность путем снятия верхнего слоя грунта с последующим его захоронением (а это свыше 300 тыс. куб. м), вырубили и захоронили лес на площади более 2 тыс. Га, возвели 140 водоохранных сооружений, оборудовали 186 пунктов водоснабжения, выполнили ряд специальных задач по устройству "саркофага". Большой вклад в это важное дело внесли ученые Военно-инженерной академии и 15 ЦНИИИ, которыми было обосновано решение на применение инженерной техники при оборудовании противоядерного саркофага и разборке завалов разрушенного реактора, сооружении защитных дамб на реке Припять, разработан ряд уникальных технических решений по производству взрывных работ, добыче и очистке воды, перевозке и захоронению радиоактивных элементов и др. Суровым испытанием для инженерных войск стало их участие в ликвидации последствий землетрясения в Армении, которое произошло в декабре 1988 года и вошло в историю как одна из сильнейших катастроф XX столетия. При ликвидации последствий этого землетрясения инженерными войсками в кратчайшие сроки было расчищено более 200 тыс. куб. м завалов, подорвано 86 аварийных зданий, пробурено и оборудовано десятки скважин для снабжения населения питьевой водой и др.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА В 90-е ГОДЫ
Новая страница в летописи инженерных войск открылась в связи с созданием Российской Армии и проведением в нашей стране военных преобразований. Распад Советского Союза, разрушение единого военно-стратегического пространства, появление новых суверенных государств со своими вооруженными силами, в состав которых вошло более 90 соединений, частей и учреждений инженерных войск Советской Армии, - таковы реалии начала 90-х годов. В этих условиях перед руководством Вооруженных Сил РФ и начальником инженерных войск возникла необходимость решения чрезвычайно сложных проблем, таких, как воссоздание российских инженерных войск, определение рациональной организационно-штатной структуры инженерных формирований, повышение их технической оснащенности. Главная цель в решении этих проблем заключалась в создании инженерных войск, способных обеспечивать функционирование оборонительной системы российского государства при резком сокращении военных расходов. Одной из важнейших особенностей создания новой группировки инженерных войск являлось то, что в это время осуществлялся вывод частей и соединений с территорий сопредельных государств. В частности, в начале 90-х годов из групп войск и государств ближнего зарубежья было выведено и расформировано 64 соединения и части, вывезено около 11 200 единиц инженерной техники и свыше 12 800 вагонов инженерных боеприпасов и имущества. Новые реалии в жизни нашей Родины на пороге XXI века еще раз подтвердили важную роль инженерных войск в системе Российских Вооруженных Сил. Об этом свидетельствуют их успешные действия в Таджикистане, Абхазии и Чеченской Республике. Высокий профессионализм и мужество проявили воины инженерных войск на таджикско-афганской границе в июле-августе 1993, выполняя Указ Президента России и приказ Министерства обороны РФ. В кратчайшие сроки ими были установлены минно-взрывные заграждения на вероятных направлениях действий бандформирований, произведено фортификационное оборудование участков погранзастав, выполнены задачи по обеспечению войск водой. Всего для прикрытия границы установлено более 200 тыс. мин. Одновременно с решением этих задач была развернута подготовка соответствующих специалистов, в том числе и для Вооруженных Сил Таджикистана. В 1994 инженерные войска обеспечили ввод, размещение и действия миротворческих сил в зоне грузино-абхазского военного конфликта. При этом ими было обнаружено и уничтожено более 12 тыс. взрывоопасных предметов, оборудовано большое количество различных фортификационных сооружений, проверено на наличие взрывоопасных предметов более 650 Га местности. Одной из главных задач для инженерных войск с середины 90-х годов явилось обеспечение действий войск в Чеченской Республике. С декабря 1994 года и по настоящее время инженерные войска успешно выполняют все возлагаемые на них задачи. В частности, ими установлено 200 км минных полей, на которых уничтожено до 800 боевиков, обнаружено и обезврежено более 300 тыс. взрывоопасных предметов, проверено на наличие мин около 500 различных объектов, разминировано 400 га сельхозугодий, разрушено 200 оборонительных сооружений боевиков; построено 98 км горной дороги, наведено два наплавных и восстановлено два капитальных моста, отрыто и оборудовано порядка 9 тыс. окопов и укрытий с общим объемом вынутого грунта более 2,2 млн. куб. м, добыто и очищено 200 тыс. тонн питьевой воды, подано более 700 условных вагонов средств инженерного вооружения.

ВОЕННЫЕ ИНЖЕНЕРЫ
На всем историческом пути развития инженерных войск успешному решению стоявших перед ними задач способствовало наличие в их рядах плеяды выдающихся военных инженеров. Еще в дореволюционные годы большой вклад в создании русской инженерной фортификационной школы, авторитет которой признан во всем мире, внесли такие выдающиеся деятели, как Фельдмаршал Б.-К. фон Миних, Инженер Генерал-аншеф А.П. Ганнибал, Инженер-Генерал Э.И. Тотлебен, Генералы А.З. Теляковский, Ф.Ф. Ласковский, Н.Л. Кирпичев, Ц.А. Кюи, К.И. Величко, Н.А. Буйницкий и многие другие. В советское время в предвоенные годы в решении наиболее сложных проблем военно-инженерной науки участвовали военные инженеры В.В. Яковлев, Ф.И. Голенкин, А.П. Шошин, Г.Г. Невский, Е.В. Александров, Д.М. Карбышев, В.П. Анышков, С.А. Хмельников, М.М. Филоненко-Бородич, Б.Н.Жемочкин, В.М. Келдыш, В.К. Дмоховский, Н.С. Касперович, Б.А. Олисов и А.П. Синицын. Большой вклад в дальнейшее развитие теории и практики инженерного обеспечения боя и операций в суровые годы Великой Отечественной войны внесли Маршалы инженерных войск М.П. Воробьев, А.И. Прошляков, Генералы инженерных войск К.С. Назаров, А.Ф. Хренов, А.Д. Цирлин, Е.В. Бордзиловский, Б.В. Бычевский, Б.В. Благославов и другие. В период революции в военном деле в середине XX века перед военно-инженерной наукой встали новые сложные проблемы, к решению которых был привлечен крупный отряд военных инженеров, в том числе доктора наук, профессора Е.С. Колибернов, Ю.П. Дорофеев, Н.В. Федотов, М.П. Цивилен, М.А. Козаков, Ю.В. Сушков, М.И. Машимов, И.С. Поляков, А.Д. Астахов, Ю.М. Шляпин и многие другие. И в настоящее время в инженерных войсках России служит целая плеяда крупных военных инженеров и ученых. Родина всегда высоко оценивала вклад инженерных войск в славные победы Русского Оружия. Так, в XIX - начале XX века 125 воинов инженерных войск за героизм, проявленный в боевых действиях, стали георгиевскими кавалерами. За подвиги и воинский труд во славу Родины в годы Великой Отечественной войны более 100 тыс. воинов инженерных войск награждено орденами и медалями, 655 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 294 стали полными кавалерами ордена Славы. В годы войны 196 инженерных соединений, частей и подразделений удостоены звания гвардейских. Многим из них присвоены почетные наименования, отражавшие славный боевой путь Советских Вооруженных Сил. Подвиг инженерных войск в годы Великой Отечественной войны будет жить в веках. Славными делами отличились инженерные войска и в послевоенные годы. За мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи в Республике Афганистан, воины-саперы сержанты Н.П. Чепик, В.П. Синицкий, Н.И. Кремениш и А.И. Исрафилов были удостоены высокого звания - Героя Советского Союза, а полковник Г.К. Лошкарев стал первым в Сухопутных войсках полным кавалером ордена "За службу Родине". За высокий профессионализм и умелую организацию инженерного обеспечения боевых действий орденом Красной Звезды награжден Генерал-Лейтенант А.Д. Горбачев. Среди награжденных следует отметить также Генерал-Лейтенантов А.М. Демидова, Н.Г. Топилина и Н.Г. Антоненко, Генерал-Майоров М.А. Козлова, А.И. Рябуху, Полковника А.С. Тархова и многих других. Большая группа офицеров инженерных войск была удостоена высоких государственных наград за проявленное мужество и героизм при выполнении задач на таджикско-афганской границе, в том числе 26 из них - ордена "За личное мужество". Среди награжденных Генерал-Лейтенанты Ю.В. Красников, С.А. Тертышников, Полковники Е.А. Соколов, Ю.В. Черенщиков, М.В. Фирсов, А.К. Ковтун. За успешное разминирование местности при обеспечении ввода и размещения миротворческих сил в Абхазии многие офицеры, сержанты и солдаты инженерных войск были награждены высокими государственными наградами. Так, Старшему лейтенанту Р.Г. Берсеневу присвоено высокое звание Героя России (посмертно), орденом Мужества награждены Полковник А.В. Нижаловский, Подполковники В.А. Дьяченко, Н.Т. Саламахин, Майор Ю.А. Яманов, Старшие лейтенанты С.М. Василевский, Р.И. Затока. Родина по достоинству оценила вклад инженерных войск в разгром бандформирований в Чеченской Республике. Значительная часть военнослужащих награждена и представлена к награждению высокими правительственными наградами. Только в Управлении начальника инженерных войск МО РФ орденом Мужества награждены четыре военнослужащих, а орденом "За военные заслуги" – девять. Генерал-Майору А.С. Красникову, Подполковникам В.А. Ростовщикову, С.В. Жуйкову (посмертно), Майорам О.В. Крюкову, А.И. Кобину (посмертно), Капитану А.Ю. Журавлеву (посмертно), Старшим лейтенантам В.Л. Мариенко (посмертно), A.M. Колгатину (посмертно) присвоено звание Героя России. По количеству Героев России в пересчете на тысячу человек в Вооруженных Силах РФ инженерные войска имеют самый высокий показатель, что подтверждает их приверженность славным традициям нашей армии.

***
В настоящее время в условиях реформирования Вооруженных Сил России приоритетными направлениями реорганизации инженерных войск являются оптимизация организационно-штатной структуры подразделений, частей и соединений и повышение их боевых возможностей. Встречая 300-летие своего образования, инженерные войска находятся в постоянной готовности к обеспечению защиты государственных интересов нашей Родины.



декабрь 2000, МСК.
Опубликовано: Обозреватель – Observer, 2001, №1 (http://www.rau.su/observer/N01_01/index.htm)

Александр Борисович Шевчук – Начальник Военно-Инженерного Университета (ВИА) в 1999 - 2004 годах, автор ряда трудов в области полевой и долговременной фортификации, внес значительный вклад в разработку и обоснование методов оперативно-тактических задач, решаемых инженерными войсками. Выпускник Военно-инженерного Училища (1972, Кёнигсберг), ВИА (1978), ВАГШ (1991). Действительный член Российской Академии Ракетных и Артиллерийских Наук (РА РАН) и Академии Военных Наук.

Редактор: В.Е. Зеленский, Др.-Инж. *

© 2001 Александр Борисович Шевчук
© 2001 Обозреватель – Observer (www.rau.su)
* 2011 - 2017 Отредактировано и опубликовано: SAPPER MUSEUM - ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК

www.Sapper-Museum.narod.ru


История Инженерного Дела России

Памятники военно-инженерного искусства: историческая память и новые объекты культурного наследия

Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы

Начало механического образования в России

Образовательный потенциал Российской Империи

21 января 2011 года - 310 лет Инженерному Корпусу России

Митрофаниевский Инженерный Мемориал, 2011

Виртуальный Музей Инженерных Войск

обратно к содержанию музея

обратно к статьям



Narod: -####-
создан до переезда на Ucoz
Hosted by uCoz


Яндекс.Метрика