Суббота, 29.04.2017
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I
(1796 - 1855)

династия Гольштейн-Готторп-Романовых

Инженер-Генерал, Генерал-инспектор армии по инженерной части





К ВОПРОСУ ОБ 'ИНЖЕНЕРНОЙ' АТРИБУЦИИ ПОРТРЕТОВ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I



В настоящее время не так популярен и не так широко известен ранее знаменитый портрет Императора Николая I работы художника Франца Крюгера (1852) экспонируемый в Эрмитаже. На картине отображен период 1830-45 годов, Николай Павлович показан в повседневном генеральском мундире гвардейского типа образца 1843 года: темно-зеленое сукно, приборный металл серебро, окантовка красная, эполеты без звезд свидетельствуют о ранге полного армейского генерала. В иконографии Императора Николая I этот тип портрета существует во множестве вариантов, повторений и копий. Портрет занимал особое место, поскольку был обязателен для официальных изображений Императора во всех присутственных местах Российской Империи. Достаточно часто представленный выше портрет (Ф. Крюгер 1852, Эрмитаж) атрибутируют как портрет в мундире Лейб-Гвардии Кавалергардского полка, очевидно, по аналогии с портретом Императора Александра I (Д. Доу 1824, Эрмитаж). Тем не менее, в этом стоит сильно усомниться... И вот какие доводы могут быть представлены. Во-первых, более чем двадцатилетняя разница во времени написания портретов, смена исторических времен, смена стилей и моды – не позволяют производить атрибутирование мундиров исходя их тезиса неизменности полкового декора и тем более полной идентичности прежнему типу мундиров. Так, с 1823 по 1855 годы произошли неоднократные существенные изменения униформы, в том числе для гвардейских полков и в целом по Гвардейскому Корпусу. В 1827 году для кавалерии вводятся эполеты чешуйчатого типа с приборным металлом по полковому декору (золотистого или серебристого цветов). Действительно, с 1807 года для части элитных гвардейских кавалерийских полков был использован на манер прусской гвардии серебристый цвет эполет (кавалергарды и кирасиры). Необходимо так же отметить, что имеющиеся описания и портреты кавалергардов того времени свидетельствуют о полном соответствии изображений принятой кавалергардской униформе, в то время как униформа самого Императора – выпадает из этого описания. Для чистоты дискутируемого вопроса, особо следует отметить, что иные портреты Императора в полной кавалергардской униформе не вызывают никаких вопросов (Л. Поляков 1840, Е. Ботман 1949). В литературных источниках имеется указание, что Государь Николай Павлович предпочитал в повседневной жизни походный тип мундира, однако, для походного мундира несвойственно наличие высших и личных боевых наград (а мы видим ордена Св. Андрея Первозванного, совмещенный орден Св. Владимира и Подвязки, медали). Самый важный довод за "инженерное" определение мундира состоит в том, что сам Николай I регламентировал ношение мундиров строго корпусных или полковых типов (по профессиональному признаку) – то есть по профилю оконченного учебного заведения или месту прохождения службы. Таким образом, Николай Павлович, сам, имея инженерное образование и последнюю армейскую должность на 1825 год Генерал-инспектора армии по инженерной части (до восшествия на престол) – в соответствии принятыми правилами и уставом – должен был бы носить именно "инженерный" мундир. Кроме того, само определение "кавалергард" подразумевает личную гвардию-охрану лиц Императорской семьи, что идет в разрез со статусом Первого лица в государстве... Здесь важно дать историческую справку: статус генерал-инспектора с 1731 года соответствовал чину генерал-лейтенанта, а с 1796 года (Указом Имп. Павла I) – чину полного армейского генерала, в данном случае – чину инженер-генерала. В 1827 году для определения генеральского чина вводятся звезды на эполетах, однако для высшего ранга полных генералов – эполеты оставались без звезд. Разумеется, что, будучи Великим князем, а в последующем – Императором, Николай I являлся одновременно и Шефом различных гвардейских полков, следовательно, мог носить одновременно различные полковые мундиры. Мемуаристика свидетельствует о шести переменах мундиров Императором в течение рабочего дня. Продолжим рассуждения: сравнение императорской униформы с мундирами генералов Инженерного корпуса дает большее сходство, нежели с гвардейской кавалерией (А. Ладюнер 1840, Русский Музей и А. Гебенс 1853, Музей А.В. Суворова). Стоит отметить, что генералы инженерных подразделений и Инженерного Корпуса имели двухрядное шитье на воротнике, в то время как генералы – инженеры Гвардейского корпуса, таковых не носили, о чем свидетельствуют известные портреты XIX века. Впрочем, на повседневных мундирах и генералы Инженерного Корпуса не всегда носили шитье, что было свойственно только первой половине XIX века. Учитывая любовь Императора к конной гвардии и инженерам, а также учитывая его статус и Инженера (вспомним ставшую знаменитой фразу: "Мы - Инженеры"), и Императора – следует предположить, что по складу характера и принципам беспристрастности – ОН не должен был бы иметь явных предпочтений среди любимых сфер гвардейской службы... Вероятнее всего, в этих обстоятельствах Николай Павлович выбрал некоторый свой ЛИЧНЫЙ тип и стиль мундира, относящийся как к инженерам, так и конной гвардии (кавалергардам), причем считая себя истинным рыцарем-защитником императорской семьи, о чём нам свидетельствует крайне строгий тип мундирного декора. Здесь вопрос и вывод приходят сами. Что же могло бы быть более верным и наиболее приемлемым для Государя Северо-европейской державы, человека с нордическим типом характера и немецкой кровью? Только строгий военный мундир темно-зеленого сукна, разумеется, с элитной по роду войск или генеральской красной окантовкой и самыми элитными гвардейскими серебряными эполетами. Таким образом, указанное стилистическое предпочтение в униформе Императора, казалось бы, может толковаться двояко: как в пользу стиля кавалерийской гвардии кавалергардов, так и инженерного образца. Однако, это сомнительно, ведь мундиры полных кавалерийских генералов совсем не похожи на его мундир, в то время как инженер-генеральские мундиры Гвардейского корпуса практически идентичны... Учитывая вовлеченность Императора в градостроительство не только Петербурга, но и всей страны, в процесс проектирования и строительства крепостей, путей сообщения и в прочие технические проекты – ОН обязательно должен был бы представать в этой профессиональной среде не только как Император, но и как сведущий инженерный специалист в чине полного генерала. Именно исходя их высочайшего уровня инженерных знаний и опыта – Он мог корректировать работу своих выдающихся современников. Тут невозможно произвести какое-либо разделение – Он всегда был Инженером, а тем более в среде коллег – просто обязан был всегда представать в "своем профессиональном корпусном" типе мундира. Дополнительно хочется отметить, что другой портрет Императора сходного типа с однобортным (или двубортным) мундиром и более толстой генеральской скругленной густой канителью эполет – так же является дискуссионным по атрибуции мундира (О. Верне 1830, Эрмитаж). А именно: из-за отблеска вечернего заката и старения полотна – эполеты по ошибке признаются за отливающие золотистым тоном, вследствие чего часто в репродукциях и копиях происходит воспроизводство чисто золотого тона. Однако это очередная ошибка: более детальное изучение полотен свидетельствует о серебристом приборном металле императорских эполет. Так что же? Вопрос все-таки остается дискуссионным… или закрытым? Интересно, что думают коллеги по атрибуции мундиров Императора этих тиражных портретов? Дискуссий по этому вопросу встречать не приходилось. Лично мы уверены в "собственном" стиле мундира Императора, учитывающем, в первую очередь, инженерный характер декора, а во вторую – принцип принадлежности к рыцарственной гвардейской кавалерии... Наверное, это еще одна из неразгаданных тайн Императора Николая Павловича
Однако для нас – ИНЖЕНЕРОВ – первичным представляется именно корпусной профессиональный след мундирного декора


Описание картины: парадный портрет Императора Николая I
художник Франц Крюгер, масло, холст, 1852 год
(на картине период 1830-45 годов), Эрмитаж

Предлагаемая атрибуция картины: портрет в повседневном мундире инженер-генерала Гвардейского корпуса образца 1843 года
(приборный металл - серебро, окантовка - красная)
 
Репродукция портрета - по материалам сети Inet


Sapper - Museum


обратно

 

© 2012 - 2017 SAPPER MUSEUM - ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК
© 2012 - 2017 Владислав Евгеньевич Зеленский
© 2012 - 2017 Dr. Wladyslaw-Eugen Zielenski


SAPPER MUSEUM
ОСНОВАН В 2010 ГОДУ
 

 

Narod: -####-
создан после переезда на Ucoz
Hosted by uCoz


Яндекс.Метрика

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz